Чем покрасить крыльцо из дерева на улице
Пиломатериал относится к самым удобным в работе строительным материалам для дачи или частного дома. Соорудить деревянное крыльцо или террасу не так сложно, гораздо труднее решить задачу качественной защиты древесины от атмосферных воздействий. Нужно не только подобрать материал для покраски, но и знать, как правильно это делать.
Содержание
- Что входит в понятие "правильной покраски крыльца"?
- Чем покрасить крыльцо из дерева на улице: выбор лакокрасочных материалов
- Какие лаковые и лакокрасочные материалы лучше?
- Какие краски не подходят
- Варианты не лаковых покрытий
- Почему нельзя использовать отработку?
- Выводы
Что входит в понятие «правильной покраски крыльца»?
Чаще всего работа мастера, который берется за изготовление деревянного крыльца, завершается после «сухой сборки» всей конструкции. Решение вопроса, как и чем покрасить крыльцо из дерева, остается в компетенции хозяев. Отчасти это связано с тем, что хорошие лакокрасочные материалы с проникающим эффектом сохнут долго. Кроме того, неудобно красить крыльцо, когда жильцы постоянно входят/выходят из дома. Поэтому обычно время покраски выбирают ближе к концу сезона и отъезду с дачи.
Правила, которые нужно соблюдать, чтобы деревянное сооружение долго оставалось красивым и не разрушалось от солнца и дождя:
- Перед покраской крыльца следует тщательно обработать древесину антисептическим средством и отбеливателем, независимо от вида краски или лака, которые будут использованы. В продаже сейчас есть дорогие ЛКМ, которые уже содержат протравители, но опытные мастера советуют все делать поэтапно, разными составами.
- Важно подобрать качественную краску или лак для дерева. Причем для различных элементов крыльца лакокрасочные составы отличаются. Связано это с тем, ступени и балясины находятся в разных эксплуатационных условиях. Для ступеней нужен износостойкий ЛКМ, который одновременно защищает от влаги. Перила и балясины должны быть покрыты приятным тактильно материалом, стойким к ультрафиолету и загрязнениям.
- Прежде чем приступать к покраске, следует оценить качество пиломатериала и выяснить, какая древесина применялась. Хвойные породы дерева от воздействия солнечных лучей могут покрыться пятнами желтого, серого цвета. Через некоторое время сооружение из сосны или ели даже покрытое бесцветным лаком будет выглядеть непрезентабельно. Поэтому кроме антисептика следует использовать отбеливатель, способный эффективно нейтрализовать терпеновые соединения в структуре древесины.
- Структура у различных пород дерева отличается, что влияет на скорость впитываемости красящих компонентов. В целях увеличения глубины проникновения антисептической пропитки пиломатериал проходят жесткой щеткой, после пропитки и высушивания шлифуют поверхность. В итоге получается хорошо подготовленная для дальнейшего декоративного покрытия древесина. Отличный эффект получается при окрашивании качественным лаком с оттенком каштана или тонировка под красное дерево.
Последовательность покраски тоже имеет значение. Сначала красят нижние опорные части, стойки, скрытые элементы конструкции, на которые не попадают солнечные лучи. Таким образом в деревянные части нижнего уровня конструкции не попадет влага от грунта. Затем обрабатывают балясины и перила. Завершают процесс покраской верхнего настила, ступеней и косоуров.
Чем покрасить крыльцо из дерева на улице: выбор лакокрасочных материалов
Причиной неполноценной защиты деревянной конструкции от разрушающего воздействия внешней среды является неправильно выбранный лакокрасочный материал. К доступным по стоимости красящим составам относятся алкидные и акриловые разновидности. Но если такие ЛКМ нанести на ступени, через пару месяцев дачного сезона появится темный след в тех местах, где чаще всего ходят люди.
Происходит это по следующей причине:
- Слой обычного, не износостойкого покрытия очень скоро снимается подошвой обуви, открывая незащищенное дерево.
- Шлифованная древесина истирается до такой степени, что в волокна набиваются частички грязи.
Убирать пятна на деревянных ступенях и полах придется путем покраски новым слоем ЛКМ. Подобная реставрация не может проводиться бесконечно. Через 2-3 таких ремонта на ступеньках образуется впадина. Завуалировать ее можно будет только водонепроницаемым ковриком из резины. Волшебная эстетика крылечка из натуральной древесины исчезнет.
Чтобы избежать перечисленных проблем, ступени и верхнюю площадку крыльца красят качественным износостойким ЛКМ.
Демонстрирует отличные качества в уличных условиях палубный лак, однако цена на такой материал немалая. Экономичной заменой могут выступить акрил-полиуретановый, полиуретановый, эпоксидный лак для паркета. Такие ЛКМ относятся к водостойким. Когда крыльцо сконструировано правильно, вода уходит за короткий срок и критического набухания древесины не происходит.
Какие лаковые и лакокрасочные материалы лучше?
Для обработки деревянного крыльца или открытой террасы используют лакокрасочные материалы, предназначенные для наружного применения. Основным параметром, задающим технические характеристики ЛКМ является его базовый компонент, который выступает связующим веществом. От этого зависит скорость высыхания, декоративность, срок эксплуатации до следующего ремонта.
Для деревянного крыльца применяют следующие виды лаков и красок:
- Алкидные эмали и лаки. На строительном рынке особо востребована пентафталевая краска марки ПФ-115. Она хорошо ложится на поверхность, выглядит очень декоративно, но не является стойкой к истиранию. Это недорогое решение для покраски только что сделанного крыльца из неокрашенных ранее пиломатериалов. Покраска по старому слою не дает нужного эффекта. Надо учитывать, что состав включает спиртовые соединения, органические кислоты, которые могут вызвать аллергическую реакцию у человека.
- Масляные краски для дерева. Создают надежный, проверенный временем защитный слой от проникновения влаги. Краска должна быть хорошего качества. Минусом такого решения является невысокая стойкость к механическому истиранию, да и сохнет она долго. Отделка характеризуется быстрым выгоранием цвета. Усовершенствованные масляно-уретановые составы тоже не относятся к быстросохнущим и долговечным. Оптимальным вариантом использования масляной краски станет окрашивание подпола и опоры.
- Составы на базе полиуретана и акрила. Лучшее решение для деревянных элементов крыльца. Чтобы влагозащитные свойства проявились максимально полно, потребуется красить в 2-3 слоя, выдерживая технологические перерывы не менее 6 часов. К существенным минусам акриловых покрытий в данном случае относится повышенная твердость после высыхания. Если поручни ограды недостаточно качественно отшлифованы, есть риск поранить руку об острые выступы.
Хороший акриловый состав дорогой, поэтому перед покраской поверхность рекомендуется обработать акриловой грунтовкой или разведенным водой ПВА-клеем в соотношении 1:4. Образуется тончайшая прочная пленка, уменьшает показатели впитываемости лака в пористую древесную структуру. Покрытие будет более равномерное. Расход лакокрасящего средства уменьшится в 1,5 - 2 раза.
Какие краски не подходят?
Водно-дисперсионные и водоэмульсионные краски не имеют резкого запаха, экологичные, быстросохнущие. Однако для защиты от непогоды и механических повреждений онине подходят. Фасадной краской можно придать более нарядный вид старой конструкции, но полы и ступени следует красить более износостойкой краской.
Не стоит применять для деревянного крыльца нитрокраску. Это самое неудачное решение. Нитроцеллюлозные эмали привлекают тем, что сохнут в короткий срок, легко распределяется по поверхности, красиво блестят. Однако качество покрытия получается посредственное, защитные свойства быстро теряются.
Варианты не лаковых покрытий
Чтобы защитить древесину, необязательно выбирать алкидные или акрил-полиуретановые лаки. На строительном рынке сейчас много интересных альтернативных предложений. Среди специализированных средств пользуются популярностью составы на основе воска для дерева. Если покрасить такими составами деревянное сооружение, о ремонте можно будет не вспоминать до десяти лет. Дороговизна материала окупается высоким качеством полученного результата. Сложность состоит в том, что процесс нанесения довольно трудоемкий и требует определенных навыков.
Чтобы покрасить крыльцо алкидным лаком, понадобится 2-3 часа. Работа с восковыми мастиками потребует доведения до кондиции путем физической полировки. Итог непременно порадует. Суперстойкое полуглянцевое покрытие превосходно смотрится и долго держится.
Гель является лучшим решением для крылечка, созданного из древесины с оригинальным узором текстуры. Прозрачные покрытия позволяют сохранить эстетику дерева и одновременно продлить его долговечность.
Следующими по популярности после восковых гелей материалом для защиты деревянных сооружений на улице являются масла для наружных работ. Для обработки деревянных элементов крыльца дачного домика используют натуральную олифу. Хорошо показывают себя экологичные составы на основе растительных масел с небольшим содержанием сиккативов, ускоряющих процесс застывания покрытия. Такая пропитка не будет липнуть уже через сутки при условии, что температура окружающей среды +20...22℃. Если на улице холоднее, олифа будет застывать дольше.
Не рекомендуется использовать нефтеполимерные составы, которые обладают резким, стойким неприятным запахом. Такой тип бюджетной пропитки уместно применять только в том случае, если планируется сверху красить масляной краской.
Почему нельзя использовать "отработку"?
Не следует повторять лайфхаки, где деревянные сооружения обрабатывают отработанным машинным маслом.
Последствия такой «экономии» будут следующими:
- Существенно повышается риск пожара, так как это горючий материал.
- Машинное масло никогда не высыхает полностью и как пылесос притягивает всю уличную пыль.
- От специфического запаха отработки избавиться практически невозможно.
- В холодное и дождливое время года промасленные полы крыльца или террасы становятся скользкими и травмоопасными.
Страдает и эстетика крыльца, крашеного отработкой. Поверхность приобретает неприятный, грязно-коричневый оттенок, даже если красить шлифованный и травленый пиломатериал.
Выводы
Качество лакокрасящего состава — один главных критериев выбора материала для окрашивания деревянного крылечка. Часто в рекламах предлагается яхтный лак в качестве лучшего решения для защиты древесины в условиях улицы. Надо знать, что оригинальный палубный лак не дает блестящего покрытия, почти полностью прозрачный либо имеет серый отлив. Мастера советуют отказаться от универсальных средств типа «3 в 1» и обрабатывать древесину поэтапно. Рекомендуется наносить лакокрасящий материал минимум в два слоя, чтобы случайные непрокрасы не испортили результат.